31
Мар

Самооценка личности ребенка — как повысить?

Рубрика: Родителям на заметку     Комментарии: 0

Как повысить самооценку ребенку-школьнику

И надо ли поднимать?

самооценка личности ребенка школьника повысить

Родители часто волнуются, как повысить самооценку ребенка, забывая, что они же ее и формируют с самого раннего возраста, давая ребенку самые разные оценки его умений и поведения. Малыш часто слышит: «Ты уже большой, а так и не научился…», да еще иной раз наказывают ребенка за его неумение. Под этим влиянием складывается мнение о себе.

Помимо этого, взрослые часто предъявляют детям эталоны поведения: «Ты должен вести себя так-то и так-то», «Ты всегда должен слушаться родителей» и т.п. Чувствуя разрыв между родительским «идеальным»  и собой реальным — ребенок становится недоволен собой и своими достижениями. Таким образом,  у ребенка формируется чувство сверхответственности, и как следствие, воспитательные воздействия ведут к зажатости и неуверенности ребенка в своих силах — к заниженной самооценке.

Взрослея, дети сохраняют заниженную самооценку, если придают слишком большое значение тем или иным событиям или считают, что в чем-то проигрывают другим (в красоте, знаниях, спортивных достижениях, успехах у противоположного пола и др.).

Родителям следует внушать своим детям:

  • что они не менее уникальны, чем другие люди,
  • что отрицательный результат дает иногда очень важный жизненный опыт,
  • что каждый оценивает те или иные достижения в учебе, профессиональной деятельности, личной жизни по своим субъективным меркам.

Это поможет ребенку формировать адекватное восприятие себя и своих достижений и не зависеть от оценки со стороны.

Волновать должна не только заниженная, но и завышенная самооценка

Родители могут оказать ребенку «медвежью услугу», если склонны переоценивать его. Когда воспитание идет по типу «семейного кумира», ребенком бесконечно восхищаются, превозносят его самые малые достижения: как он артистичен, сообразителен, как замечательно поет или танцует. Когда же ребенок попадает в другую среду (в группу детского сада, в школьный класс), он может испытать настоящий стресс из-за того, что его оценивают совсем по другой шкале, и он не всегда оказывается на высоте. Чем в более старшем возрасте испытает это ребенок, тем большую психотравму он перенесет. В результате его завышенная самооценка превращается в заниженную.

Важно поговорить и таком понятии, как перфекционизм и о том, как он связан с самооценкой

При перфекционизме человек стремится максимально соответствовать неким критериям совершенства в чем-либо. Это стремление так же приводит или к завышенной, или к заниженной самооценке. Ребенку важно объяснить, что «быть отличником» всегда и во всем невозможно. Нужно уметь выделять главное в своих интересах и устремлениях. Если человек выдвигает нереалистические цели, то скорее всего, он столкнется с разочарованиями.
Стоит задуматься и над таким вопросом: что формирует самооценку ребенка?Культурные, социальные ценности, установки воспитания, некоторые общие стандарты — то, что усваивается в течение жизни. Если эти внешние установки и оценки ребенок принимает за свою собственную и не умеет оценивать себя адекватно, то всю свою жизнь он проживет под влиянием внешней оценки и его жизненные притязания будут скорее всего занижены.

Итак, адекватная самооценка позволяет ребенку самостоятельно соотносить свои силы с требованиями окружающих, оценивать, насколько он способен решать те или иные жизненные задачи. Неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка ребенка деформирует его психику, мешает гармоничному развитию.
по материалам

Автор:    

Комментарии приветствуются :)